Ревизионной комиссией по городу Шымкент осуществлено внешний государственный аудит по «Оценке эффективности деятельности учреждений в сфере культуры и субъектов квазигосударственного сектора» в 8-ми подведомственных организациях ГУ «Управления культуры, развития языков и архивов города Шымкент»». По итогам аудиторского мероприятия установлено ряд нарушений по несоблюдению требований бюджетного и иного законодательства на общую сумму 6 476,0 млн. тенге.
В том числе: финансовые нарушения 5 779,3 млн. тенге (в том числе по поступлениям в бюджет — 17,5 млн. тенге, нарушения по несоблюдению бюджетного законодательства и иного законодательства при использовании бюджетных средств — 52,5 млн. тенге, нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности — 5 709,3 млн. тенге), неэффективное планирование — 321,9 млн.тенге, неэффективное использование — 375,0 млн. тенге. тенге.
При этом, установлены факты упущенной выгоды на сумму 12,9 млн. тенге и 177 единиц нарушений процедурного характера.
При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, вследствие несоблюдения требований соответствующего бухгалтерского, бюджетного законодательства по 7 подведомственным организациям культуры установлено нарушений на общую сумму 5 709,1 млн. тенге. Из них на общую сумму 3 022,6 млн. тенге, в 2018 году при передаче активов из Туркестанской области в коммунальную собственность города Шымкент по 3 предприятиям (Казахский драматический театр им. Ж. Шанина, Театр юмора и сатиры, Шымкент-Цирк) не осуществлены соответствующие акты приема-передач.
По городской научно-универсальной библиотеке им.Аль-Фараби, без соблюдения требований норм действующего бюджетного законодательства и законодательств об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, без проведения соответствующей экспертизы проектно-сметной документации работ, осуществлены работы капитального характера на общую сумму 170,0 млн. тенге, тем самым бюджетные средства были использованы неэффективно.
Также выявлено, что на территории ГККП Шымкента-Цирка установлен фонтан управлением строительства и ЖКХ, со стоимостью 36,4 млн. тенге, который не функционирует в течении 8 лет и не передан на баланс балансодержателю ГККП «Шымкент-Цирк», из-за отсутствия регистрации фонтана (госакта на земельный участок) в соответствующих органах.
В марте, апреле, мае 2020 года, в связи с чрезвычайной ситуацией, когда коронавирус COVID-19 был объявлен «пандемией» без соблюдения требований норм бюджетного законодательства, артисты переведены на дистанционный режим работы, однако оплата за актерское мастерство была необоснованно выплачена артистам 3-х предприятий на общую сумму 6051,8 тыс. тенге, в том числе по городу Шымкент имени Ж. Шанина в академическом казахском драматическом театре 45 артистам в марте 760,5 тыс. тенге; в Шымкентском городском театре юмора и сатиры 19 артистам — 319,3 тыс. тенге; Шымкент- Цирке 80 артистам выплачено 4 972,0 тыс. тенге.
В ходе проверки обоснованности, правильности исчисления заработной платы работников «Централизованной публичная библиотечной системы города Шымкент» установлено, что с января 2018 года по май 2021 года необосновано сверх заработной платы перечислялись средства бюджета на свои личные карт-счета «Халық банке», тем самым похитили бюджетных средств на общую сумму 9 791,0 тыс.тенге, из них главный бухгалтер учреждения Татыбаева Э. Б. — 6 630,6 тыс. тенге и бухгалтер Сейдалиева Б. А. — 3 160,4 тыс. тенге. По данному факту было проведено досудебное расследование, в ходе которого двое вышеуказанных сотрудников признали хищение денежных средств и были осуждены к двум годам лишения свободы и средства в полном объеме возмещены в доход бюджета.
Кроме того, в рамках данного аудиторского мероприятия 17 материалов направлены в уполномоченный орган по рассмотрению дел об административных правонарушениях, где с должностных лиц взыскано штрафов в бюджет на общую сумму 1 727,3 тыс. тенге.
Как показывает результаты государственного аудита, основными причинами допущенных нарушений являются несоответствие требованиям нормативно-правовых актов, неправильное ведение бухгалтерского учета, недостатки при планировании и выбытие затрат, а также при планировании доходов от платных услуг которое приводит к неэффективному планированию и ее использованию. Результаты государственного аудита свидетельствуют о недостаточной степени ответственности в процессе разработки, координации и реализации задач и функций, поставленных перед объектами аудита, а также об отсутствии надлежащего мониторинга и контроля со стороны объектов аудита и администратора бюджетной программы в ходе планирования и реализации бюджетных средств.
Председатель ревизионной комиссии
по городу Шымкент
Налибаев Н.А.